Версия для печати

 

Историческое описание населенных пунктов

Поселок Некрасовское (посад Большие Соли)

Первое летописное упоминание о поселке мы находим под 1214 г. В"Летописце Переславля-Суздальского" сказано: "Того же льта пакь зача Константинь рать: отьять у Гюрги Соль Великую, а у Ярослава отьять Нерехоть" В этом документе некрасовская земля упоминается как объект борьбы Константина Всеволодовича, со своими братьями Ярославом и Георгием. Из краткого летописного упоминания о Великой Соли видно, что она начала существовать в начале 13 века во владении великого княжества Владимирского. Само название "Великая Соль", происшедшее от соляных источников, говорит о том, что это древнее русское поселение, основанное колонистами в первые века нашей истории.

 В книге Василия Никонова "Краткое описание Больших Солей" (1857 г.) упоминается другое название Великой Соли - Усольск. Такое суждение связано с соляными ключами, которые в старину во множестве били из недр крутых берегов реки Солоницы.  Примечательно то, что Большие Соли не раз подвергались татарскому нашествию. Так как посад находился на пути из Костромы в Ярославль и Ростов, а эти города неоднократно подвергались опустошению, то и Большие Соли тоже были разорены. Евгений Лаговский в книге "Описание Больших Солей" писал, что из имевшихся там 407 домов осталось лишь половина, а из 15 церквей - только 6. 

 В 1583 году Иван Грозный подарил Большие Соли именитому купцу Семену Строгонову за заслуги в освоении Сибири. Владение Строгоновых продолжалось не более 15 лет. 

В 1693 году Петр 1 пожаловал Большие Соли переславскому Горицкому монастырю. Положение крестьян и ремесленников Больших Солей резко ухудшилось. Лишь в 1761 году по прошению всех жителей императрица Елизавета приказала отобрать Большие Соли у Горицкого монастыря. В конце 17 века Большая Соль была приписана к Костромской губернии. В конце 19- начале 20 веков большесольским посадским главою являлся купец В.А.Охлобыстин. Из истории видно, что по возрасту поселок один из самых старинных на Ярославщине. Здешние места издавна славились богатыми запасами соли, от которой и произошли названия - река Солоница, Большие Соли, Малые Соли.  С XII по XVI века это был крупнейший центр солеварения Руси. солонок.
Сегодня Некрасовское – современный поселок с населением более 7 тысяч человек с большими возможностями для дальнейшего развития. Он является центром Некрасовского района, образованного в 1929 году. 

 

Село Левашово 

В 1566 году Иван Грозный особой жалованной грамотой передал Левашово с окрестными деревнями и пустошами Спасскому монастырю, который владел им до середины XVIII века.

В 1779 году Левашово украсилось храмом Воскресения, колокольня которого была построена по проекту большесольского архитектора-самоучки Степана Воротилова. До наших дней храмов  этого типа сохранилось очень немного. Воскресенская церковь в Левашово является уникальным памятником архитектуры в стиле позднего барокко.

Издавна село принадлежало князьям Левашовым, но они никогда в нем не жили, а хозяйничали здесь монахи, которые  довели жителей села до бедного существования.

В 1919 году организуется Левашовское паевое товарищество по переработке картофеля, в состав которого вошли Левашовский и Ярославский картофелетерочные заводы, когда-то принадлежавшие купцам Лыкову и Денисову. До 1917 года в Левашове существовал завод, принадлежавший большесольскому купцу В. М. Кулькову. каждым годом хозяйство богатело и хорошело.

Село всегда славилось гончарным промыслом. Недалеко от деревень Погост и Поповка, в лесу находятся залежи серой, синей и красной глины. Известны на всю округу мастера глиняного дела Ражевы, Рыжовы, Болотовы, Маровы и т.д. Гончарные изделия их пользовались большим спросом. Во время войны, когда не хватало посуды, в Погосте была построена гончарня, всю посуду с которой отправляли на некрасовский промкомбинат.

Своеобразной визитной карточкой  села стали Левашовские родники - памятник природы, охраняемый государством и бережно поддерживаемый левашовцами.

 

Село Черная Заводь

В документах архива Костромской области имеются некоторые сведения о селе Черная Заводь. В актах населенных мест Костромской губернии указаны лишь статистические данные, например за 1870-1872 гг.: Черная Заводь значится в Костромском уезде Костромской губернии как село, в котором насчитывалось 3 стана, 67 дворов, 468 жителей. В 1907 году число дворов – 184, жителей – 834. Преобладающий промысел – штукатурный и каменный. В 1929 году в Черной Заводи насчитывалось 182 двора и 866 жителей, работала изба-читальня, школа. В селе имелись 2 церкви. Одна – Воскресения Иисуса Христа, каменная летняя с колокольней, построенная в 1763 году иждивением графа Гавриила Ивановича Головкина, с двумя приделами в честь святых митрополита Алексея Московского и святого Дмитрия Ростовского. Вторая церковь – Ильи Пророка с одним престолом выстроена в 1801 году.

Мало сведений сохранила история об этом крае. Имеются предположения о том, что первые поселенцы появились здесь намного раньше XIX века.

До Октябрьской революции на территории села была развита промышленность, которая была представлена картофелетерочными заводами. Один из них принадлежал братьям Лыковым и был построен на их средства, другой – заводчице М.Г. Спиридоновой, на нем варили в котлах патоку и вырабатывали крахмал, поставлявшийся в Иваново-Вознесенск.

В 1914 году эти заводы покупает А.П.Денисов и делает их паевыми до 1930 года. 

 

Село Введенское

Близ села Введенское археологами был найден археологический памятник – поселение древних людей. Участники экспедиции считают, что это единственное в Европе древнее городище (X-XIV вв), раскопанное полностью. Удачное расположение поселения защищало его от неприятельских набегов: с одной стороны река Волга, с другой – ручей Введенский (ранее Крикливый), который был судоходен (были найдены стоянки кораблей). Археологические находки свидетельствуют, что данное поселение было не рядовое деревенское, а с элементами города. Здесь над высоким правым берегом Волги возвышается церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Именно расположение этого небольшого, но величественного и красивого храма приковывает взгляд, как с волжской глади, так и со стороны бескрайних полей правобережья.

Собор был построен в 1778 году на средства прихожан. По архитектуре он пятиглавый, с шатровой колокольней. Работы по росписи стен были завершены в XVIII веке. В 1991 году храм был передан Русской Православной Церкви. Для внутреннего убранства храма был привезен иконостас из села Марково Борисоглебского района. Престолов два: во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы; во имя Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
В настоящее время тут находится подворье Свято Введенского Толгского женского монастыря. Отдаленность этого места от оживленных трас, очень хорошо подходит для тихого, неторопливого течения монашеской жизни.

 

Село Бурмакино

На правом притоке реки Волги под названием Туношонка привольно раскинулось старинное село Бурмакино, имеющее богатую историю. В XVII столетии это село было административным центром обширных владений Троекуровых – потомков Ярославских удельных князей. Вотчины князей тянулись по берегам  реки Туношонки. Это были богатые и знатные князья, имеющие представительные родственные связи.

Уже в XVIII веке село Бурмакино славилось торговлей и крестьянскими промыслами. Особое развитие здесь получило кустарное производство металлических деталей конской упряжки, гвоздей, цепей и других мелких железных изделий. Промыслом занимались в свободное от работы время. К труду приступали в 5 часов утра и заканчивали в 8-9 часов вечера. Десятки маленьких кузниц ютились на окраине села по берегам реки Туношонки. С малолетства привыкая к кузнечному делу, крестьяне Бурмакинской волости были прекрасными мастерами огненного ремесла.

В начале XX века в селе Бурмакино было 125 дворов. Население занималось выделкой принадлежностей для конного снаряжения. Изредка делали необходимые в хозяйстве железные предметы.

Продукцию кустарей-ремесленников скупали перекупщики, крупнейшими из которых был Пастухов, а также Косульников, Карпычев, Синотов, Андронов и другие.

Но не только кузнечным промыслом замечательно село Бурмакино, привольно раскинувшееся на высоком, изрезанном оврагами берегу Туношонки. Крутые, карабкающиеся в гору улочки, кое-где старые каменные дома, узорчатые резные наличники. И над всем этим, словно созывая разбежавшиеся по холмам и оврагам дома, высится старинная белая церковь. Воскресенская церковь села Бурмакино выстроена “иждивением прихожан” в 1739 году. Летний храм представляет собой  монументальный куб, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный декоративным пятиглавием. Пятигранная форма низкой алтарной части повторяет в камне традиционную форму – апсид – деревянных храмов.

Важнейшим компонентом художественного образа Бурмакинской церкви была ныне утраченная, отдельно стоявшая шатровая колокольня. Фасадный декор Воскресенской церкви был богат и разнообразен. Возведенная на главной торговой площади села, церковь Воскресения Христова выглядела эффектно не только издалека, но и с близкого расстояния.

 

Село Никольское

Первое письменное упоминание о селении Никольском относится к 1722 году. Об этом свидетельствует небольшая книга “Церковь Костромской Епархии”, где приводятся данные архива императорской комиссии: “Нерехтского уезда с. Никольское, что на стрелке, Никольская церковь 1722”.

Судя по этим данным село Никольское существовало уже в петровские времена. Следует иметь ввиду, что церкви в России никогда не строились на пустом месте. Надо было кому-то заниматься производством, поддерживать церковь материально. Поэтому есть основания утверждать, что Никольское было построено значительно раньше архивного упоминания о церкви, где-то во 2-ой половине XVII века.

Не исключена возможность, что во время нашествия поляков, когда были разграблены Нерехта, Большие Соли и некоторые деревни, люди, спасаясь, уходили в леса, выбирали там небольшие поляны по речкам и оврагам, где были источники ключевой воды. Так обосновались люди и на речке Стрельне, дали своему поселению название Никольское – в честь Николая Угодника-спасителя. Вот таким образом зародилось село Никольское и существует уже более 300 лет.

В XVIII веке село Никольское принадлежало графу Головкину, который жил в Петербурге, был очень знатным, богатым человеком, но своего имения в селе Никольском не построил. Он изредка проведывал своих крепостных крестьян.

В разное время владельцами Никольского были князь Мещерский, генерал-майор, надворный советник Мячков, далее – лейтенант флота Бутримов, дворянские девицы Нелюдовы.

До наших дней в селе сохранилась Никольская церковь (теплая постройка относится к 1788 году, холодная – к 1794 году). История ее довольно примечательна. Первая деревянная церковь в селе была построена в 1722 году. В ныне действующей церкви есть тому свидетели – предметы из той древней церкви. Деревянная церковь в Никольском просуществовала 60 лет.

Строительство каменного храма велось очень медленно из-за отсутствия средств. Роспись выполняли костромские и большесольские художники. То, что было нарисовано на стенах два века тому назад, сохранилось до сих пор.

Никольскую церковь в разные времена посещали знаменитые в то время люди и оставляли на память ценные дароприношения.

 

Село Рождествено

В начале XX века село Рождествено было центром Рождественской волости Нерехтского уезда Костромской губернии. Рождествено и соседние с ним деревни Рябинкино и Высоково располагались на трех холмах и издали казались одним общим селением. Между ними протекала полевая река Нерехта. На окраинах этих деревень возвышались ветряные мельницы и маслобойни с громоздкими крыльями, обрамленные хороводами белоствольных берез.

В селе Рождествено находились волостное правление, земская школа, больница, контора общества потребителей, магазин, частная чайная, большой деревянный склад, церковь, примерно 25 крестьянских домов и 2 церковных дома.

Основным занятием крестьян волости было льноводство. После сбора урожая по установившемуся санному пути лен везли на продажу на базар в с. Бурмакино и г. Нерехту. Хорошо обработанный вручную лен рождественской округи на базарах  считался одним из лучших. Крестьяне всех селений округи испокон веков занимались плотничеством как дома, так и за пределами волости. Спрос на рождественских плотников был большой и в Ярославле, и в его пригородах, и в Нерехте с окружающими селениями. Ряд хозяйств занимались также ремеслами и работами на дому. Это столяры из Дятловки и Лепилова, портные из Бардакова и др. В деревне Вогниково заготавливали и поставляли кожевенным предприятиям и скорнякам Ярославля и Костромы шкуры домашних животных. В Волости вели заготовку и вывозку дров для Нерехтской текстильной фабрики.

 

Село Малые Соли  

По дороге Ярославль-Кострома, у моста через р. Солоница, привлекают внимание памятники села Малые Соли. Это небольшое селение – одно из древнейших в округе. Месторождение соли легло в основу названия села. Малым, как правило, именовался тот населенный пункт, который как бы выделился из другого и возник, естественно, позднее.

Так было и с появлением Малых Солей. Поначалу существовали только Большие Соли, а затем его жители основали новую деревеньку, чуть выше по течению реки Солоница, которую назвали Малые Соли. 

Впервые в истории края село упоминается в жалованной грамоте князя И. К. Льяловского Ярославскому Спасскому монастырю на варницу Березинскую в Малой Соли в 1478 году. Из книги В.Кошелева “Малосольская вотчина Румянцевых” можно узнать как жили в Малых Солях 200 лет назад.

В Малосольскую вотчину в 1799 году, кроме 97 дворов румянцевских владений, входили 53 крестьянских двора других помещиков.

В 1806 году в вотчине Румянцевых проживало 873 души. Семьи были большие (до 22 человек). Производительным трудом в вотчине был занят 561 человек.

Трудовая деятельность крестьян шла по двум направлениям: сельское хозяйство и отхожие промыслы. Крестьяне с инструментом и паспортом, выданным вотчинским правлением, шли в разные города на каменную, штукатурную и плотницкую работы.

В 1795 году каменщики из Малых Солей Корнил и Петр Дмитриевы организовали артель, в которую вошли мастеровые из вотчин А. Г. Головина, А. Д. Талызиной, Н. К. Коптева.

Выгода от каменных работ на стороне заставляла малосольских крестьян прибегать к наемному труду.

Кроме отхожего промысла, крестьяне занимались рыбной ловлей, изготовлением колес для водяных мельниц, служили в питейных домах, кабаках, торговых заведениях малосольских и большесольских купцов.

Во главе домовой конторы и управления стояло особое лицо – стряпчий. В его ведении находились дома в вотчине, через него шли письма для помещика. Помимо стряпчих, вотчиной управляли приказчики и выборная администрация из крестьян, за которую нес ответственность бурмистр, часто находившийся в разъездах.         

Важным выборным лицом был и малосольский староста, который ведал мирской кассой. Выбирался и “деревенский” староста, писарь, хранивший весь архив вотчины.

А всего в Малых Солях в XIX веке были 3 церкви:

- Николаевская (Николая Чудотворца) с приделами Благовещения Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца – не сохранилась;

- Христорождественская (Рождества Иисуса Христа) с приделами Иоанна Предтечи и Благоверных князей Бориса и Глеба;

- Успенская (Успения Божией Матери) с  двумя приделами: в холодной – во имя Успения Божией Матери, в теплой – во имя святой мученицы Параскевы-Пятницы.

Из-за тесноты Параскевинского придела на завещанный капитал прихожанина Царскосельского мещанина Беляева Николая Алексеевича в 1909 году была выстроена и освящена отдельная каменная церковь во имя святого Великомученика Георгия Победоносца и святой мученицы царицы Александры с одним престолом.

 

Село Диево-Городище

Село расположено в 20 км от Ярославля на левом берегу реки Волги при впадении в нее реки Шиголости. Естественные водные преграды, высокий берег определили возможность появления здесь в I тыс. н. э. первого поселения – городища. Первыми обитателями этих мест были финно-угорские племена меря. Они занимались охотой и рыболовством. Первые славянские поселенцы появились на территории села, вероятно, в XI веке, вслед за основанием города Ярославля.

При разложении Ярославского княжества в XV веке село сделалось вотчиной ярославских князей Деевых (отсюда и название Диево-Городище). По преданию, князья возвели на территории села укрепленный городок, бывший в XV веке центром их удела.

Во второй половине XVIII века село играло немаловажную роль в экономической жизни Ярославских земель. По сведениям из “Топографического описания” Ярославского уезда за 1800 год, в селе известна полотняная фабрика, принадлежавшая петербургскому купцу Грибанову. Здесь же упоминается о еженедельных торгах в селе по воскресеньям.

С начала XIX века отмечается быстрое экономическое и культурное развитие села.

Расположение Городища на Волжском торговом пути способствовало развитию сельской торговли и разных видов ремесел. Недалеко от торговой площади существует и поныне переулок, жители которого занимались мелким кустарным производством и поставляли свою продукцию на сельский рынок.      

Кроме гончарного ремесла в селе в XIX веке процветает кожевенное (особенно изготовление кожаной обуви и рукавиц), а также производство валяной обуви. В первой половине XIX века село славится мастерами каменного, малярного, кровельного дела, а так же производством небольших речных судов. Многие жители села промышляли малярным и кровельным ремеслом в Москве и Санкт-Петербурге.

Особый след в истории Ярославского края оставили городищенские мастера-каменщики. Вслед за строительством во второй половине XVIII века в селе каменной Троицкой церкви и церковной ограды

(конец XVIII – начало XIX века), они ведут каменные работы в близлежащей округе.

В 1826 году крепостные мастера под руководством И. Катышева из села Диево-Городище переделали звонницу Введенского  собора Толгского монастыря. К первой половине XIX века относится целый ряд каменных построек в самом селе. Большинство из них сохранились до сих пор.

По данным описи 1877 года в селе Диево-Городище был 181 жилой дом, из них  26 каменных и 155 деревянных. Основные виды занятий населения – торговля, ремесло, переработка сельскохозяйственной продукции и обработка земли. Сельские кустари занимались кожевенным и 

сапожным ремеслом, изготовлением посуды. Часто при доме ремесленника находились мастерская и лавка. Существовало и кузнечное ремесло, в селе работали две кузницы.

В 1910 году товарищество Никиты Понизовкина построило около села Диево-Городище и

ближней деревни Пески каменное здание картофелетерочного завода. Многие крестьяне в окрестностях Городищ выращивали картофель и продавали его в больших количествах для завода Понизовкиных.

К 1917 году село Диево-Городище представляло собой большое торгово-ремесленное поселение с двумя интересными церковными ансамблями, отмеченное во всех путеводителях как место весьма незаурядное. Во всем здесь чувствуется непоколебимый дух русского народного труженика.

 

Деревня Искробол

История земли Искробольской уходит вглубь веков, даже тысячелетий, о чем свидетельствуют раскопки у деревни Бутово с обнаруженными там стоянками древних людей 3-го тысячелетия  до н.э.

Искробол – родина Гладкова Лонгина Георгиевича, основателя скульптурной фабрики в Москве. Именно на этой фабрике не одно поколение мальчиков из Искробола выучились лепному делу. Искробольские лепщики работали в павильонах ВДНХ, участвовали в реставрации Большого Кремлевского Дворца, квартир членов правительства и известных ученых. Их работами украшены станции Московского Метрополитена, высотные здания Москвы, в том числе здание МГУ. Орлы на памятниках Бородинского поля вылеплены Гладковым Михаилом Александровичем.

© 2015-2016 «Туристический портал Некрасовского района»
mbu_patriot@mail.ru